Психологические требования
1. Восприятие: осмысленность восприятия означает, что в него включается мышление. Воспринимая единичный предмет или явление, мы можем осознать его как частный случай общего. Когда физик демонстрирует какой-нибудь опыт, он пользуется определенными приборами. Но положение или закон, который доказывается посредством этого опыта, относится не только к данным объектам, а имеет более общее значение. Поэтому, чтобы понять опыт, надо воспринять то, что совершается во время опыта, как случай какой-то общей закономерности. Восприятие так же должно быть основано на дедуктивности, т.е. должна быть общая идея, обуславливающая (это относиться как цветовому оформлению, так и к содержанию). Таким образом, лучше воспринимается компьютерный продукт, все части которого оформлены в единой цветовой гамме и имеют между собой четко сформированные смысловые связи. Еще раз повторимся, что нормальное восприятие человека характеризуется тем, что, воспринимая единичное, он обычно осознает его как частный случай общего.
2. Память: осмысленное восприятие предметов всегда предполагает и включает их опознание, т.е. узнавание. Узнавание же в свою очередь способствует запоминанию предметов. Память включает ряд процессов: прежде всего, это запечатление (запоминание) и последующее узнавание или ваше познание объективной действительности начинается с ощущений и восприятия.
3. Воображение: образы которыми оперирует человек, не ограничиваются воспроизведением непосредственно воспринятого. Функция памяти – сохранить в возможной неприкосновенности результаты прошлого опыта, функция воображения - их преобразовывать.
4. Мышление: наше познание объективной действительности начинается с ощущений и восприятия. Но этим познание не ограничивается, оно переходит к мышлению. Мышление – это движение мысли, раскрывающее связь, которая ведет от частного к общему и от общего к частному. Мышление зародилось как момент практической деятельности и лишь, затем выделилось в самостоятельную теоретическую деятельность.
Эргономические требования
1. Комфортная визуальная среда (при цветовом оформлении должно быть использовано не более 4-х цветов; применение желтого и красного должно быть сведено к минимуму, поскольку данные цвета и их сочетание не только привлекаю внимание, но и вызывают быструю утомляемость, а частая смена данных цветов может привести к заболеваниям нервной системы).
2. Цветовые характеристики (рекомендуется использование либо теплых цветов, либо холодных; холодные цвета идеально сочетаются с белыми, теплые – черным; рекомендуется использовать успокаивающие, стабилизирующие, подавляющие раздражения цвета).
3. Пространственное размещение информации (необходимо учитывать направление взгляда на экран, наиболее значимую информацию рекомендуется помещать в левом верхнем углу, рекомендуется размещать информацию по сходству процессов; с учетом свойств логического продолжения; не перегружая визуальную информацию деталями, яркими и контрастными цветами).
4. Повышение уровня внимания (достигается контрастностью - четкое выполнение правила "светлое-темное”, то есть светлый текст на темном фоне, либо темное на светлом; выделять учебный материал, предназначенный для запоминания цветом или подчеркиванием; структурировать материал, предлагать схемы, таблицы).
5. Организация понимания (давать установку на запоминание дополнительными пометками; организовывать элементы в целые, смысловые (логические) структуры; предъявлять предназначенный для запоминания один и тот же материал в различных формах; равномерно распределять материал; использовать различные наглядные средства; выделять смысловые группы, устанавливать внутригрупповые отношения между элементами и межгрупповые связи).